Обо мне

Моя фотография
ФГБОУ ВО МГУ им.Н.П.Огарева, доцент кафедры романской филологии.

Поиск по этому блогу

Отрабатываем французский прононс

Все еще проблемы с чтением и произношением звуков? Есть шанс все исправить и улучшить votre prononciation. Для начала выучим транскрипционное изображение звуков:

 [ε] передается буквами или буквосочетаниями e (в закрытом слоге), è, ai, ei, ê
Отрабатывайте произношение здесь: кликайте на зеленую стрелку под словом, слушайте и повторяйте. Затем выполните еще 9 exercices и еще 3 exercices

[ø] et [œ] передаются буквами или буквосочетаниями e (в открытом безударном слоге), eu, œu
Отрабатываем произношение здесь.  Затем выполняем еще 9 exercices и еще 3 exercices 

[o] передается буквами или буквосочетаниями o, au, eau, ô 
 Отрабатываем произношение здесь  Затем еще 9 exercices, и еще 9 , и еще  3 exercices 

[u] передается буквами или буквосочетаниями ou, ù, aoû
 Отрабатываем произношение здесь. Выполняем 9 exercices

[wa] передается буквами или буквосочетаниями oi, wa (слова иностранного происхождения), ua
 Здесь слушаем, здесь выполняем упражнения

Перевод заданий: Cliquez sur le mot contenant le son [   ]  -  Кликните на слово, содержащее звук [   ]
                               Recommencer - Переделать упражнение
                          Il y a plusieurs façons d'écrire le son [   ] -  Буквы и буквосочетания, передающие звук [   ]

Знакомимся с Marie и Sarah

Здесь Marie и Sarah  рассказывают о себе. Прослушайте эпизоды 1 a, 1 b (Marie et Sarah se présentent)  и ответьте на следующие вопросы:

Marie 
1.     Marie, quel âge a-t-elle?
2.     Où est-elle née ?
3.     Où fait-elle ses études ?
4.     Où habitait-elle d’abord ? Et maintenant ?
5.     De quoi est-elle passionnée ?
6.     Qu’est-ce qu’elle aime faire dans sa vie ?

Sarah
1.     Sarah, quel âge a-t-elle?
2.     Où est-elle née ?
3.     Où fait-elle ses études ?
4.     Qu’est-ce qu’elle aime surtout ?

Задание: Расскажите о себе, опираясь предложенные вопросы. Пришлите свои рассказы автору блога.   

Учимся французскому у галлов



Посмотрите фрагмент мультфильма из популярной серии о приключениях двух галлов Астерикса и Обеликса (Astérix & Obélix).

Задание: Используя ресурсы Интернет, напишите небольшое сообщение на тему "La Gaule et les gaulois".

Правильное произношение французских звуков

Правильному французскому произношению следует учится у носителей языка. Посмотрите расположенные ниже видеоролики и понаблюдайте за особенностями артикуляции преподавателя.
Видео 1. Буква Е во французском языке передает 3 звука. Первый - закрытый (fermé), в словах
bébé, révéler, téléréalité, réputé, négligé и т.п. Графически передается буквой é. Есть также буквосочетания -er и - ez, которые также передают этот звук. Второй - открытый (ouvert), в словах terre, lettre, vaisselle, adepte - в закрытом слоге, передается также буквами è, ê . Третий - беглое е (muet) в словах petit, demain, appartement, ressource, nous menons - произносится как среднее между о и ё.
Посмотрите видео, понаблюдайте за особенностями артикуляции. 

Elision et liaison путать нельзя

Elision (элизия) - утрата конечного гласного звука в слове, если следующее слово начинается с гласного или с h muet (немое h)*.

Вот список слов, которые подвергаются элизии: le, la, de, je, me, te, se, ce, ne, que, si (если за ним следует местоимение-подлежащее il (ils); jusque, lorsque, puisque, quelque, quoique, parce que, quoi que, tel(le) que.

la + apostrophe → l’apostrophe
le + oiseau → l'oiseau
si + il → s'il
que + elle/il → qu'elle/qu'il
presque + île → presqu’île (полуостров)
le + homme → l'homme
le + hôtel → l'hôtel
le + hôpital → l'hôpital

Элизия не делается перед huit, huitième, onze, onzième, un, yaourt, yacht;  
qui, du также не теряют конечный гласный.

Еще примеры:
la + avalanche → l’avalanche
le + arbre → l’arbre
le + habit → l’habit
je + habite → j'habite
me + envoyer → m’envoyer
que + avec → qu’avec
jusque+ où → jusqu’où

 * С h aspiré (придыхательное) элизия не делается: la haie, le haricot, la hâte, le hibou, la housse, la hutte, etc.

Здесь можно поупражняться

Задание: Зайдите на сайт MEUL ETIENNE (профессора университета Paris-Sorbonne). Выберите вкладку Table des matières (содержание), затем найдите раздел № 6. SIXIEME PARTIE и кликните на 6.3. Elision et liaison. Выполните упражнения № 1364, № 1365, №1367. Пришлите свои результаты в MW или напишите ответы в комментариях.

J'aime chanter

Смотрим клип, слушаем и поем веселую песенку La valise (чемодан)  вместе с Dorothée.



После 3-его прослушивания заполните пропуски в словах la chanson de Dorothée (справа). Нажмите vérifier чтобы проверить правильность ответов.
С помощью онлайн-словаря (cлева) переведите подчеркнутые слова.

Задание: О чем эта песня?
Напишите, чтобы вы взяли с собой, отправляясь на отдых или в путешествие (le voyage).
Используйте конструкцию J'ai mis dans ma valise + существительное. (Я положил(а) в чемодан...)

Проверяем себя

Выполните Упражнение №1. Составьте слово, выбирая слоги в правильном порядке.
Выполните Упражнение №2. Составьте слово, расставляя буквы в правильном порядке.
Выполните Упражнение №3. Выбирите и вставьте пропущенное слово.

Аудирование. Прослушайте предложение с пропущенным словом. Выберите один из трех предложенных вариантов. Нажмите кнопку vérifier. Если кот говорит "Essayez encore une fois" - вы ошиблись, продолжайте выбирать. Если видите Bravo или Excellent - значит вы угадали. Нажимайте на avancez и переходите к следующему предложению. Если в течение теста вы допускали ошибки, нажмите в конце refaire и пройдите тест еще раз.

Задание. Выполните Test de phonétique

Учимся читать

Правила чтения здесь.
Читайте и повторяйте за диктором, запомните транскрипционное изображение гласных (voyelles), полугласных (semi-voyelles) и согласных (consonnes) звуков французского языка.

Здесь таблица всех звуков во французском языке.



Задание: Прочитайте упражнения, запишите свое произношение в программе Sound Recorder в формате mp3. Прокомментируйте трудности, с которыми вы столкнулись при чтении. Пришлите  mp3 файлы автору блога.








Связывание (la liaison) и сцепление (l'enchainement) - это несложно

Связывание (la liaison) - это такое явление в языке, когда внутри ритмической группы конечный согласный первого слова (непроизносимый изолированно) начинает связываться с гласным второго слова. Так, например согласные s,x,z произносятся как "з"; согласный d произносится как "т" и т. п. Связывание бывает обязательным и факультативным. Посмотрите, послушайте и сравните как произносятся французские фразы. Левая колонка Consonne finale non prononcée показывает правило непроизносимых согласных в конце слова; правая колонка Liaison - то самое связывание.
Разные типы связывания. Примеры фраз, где связывание запрещено.
Выполните упражнение 

Сцепление (l'enchainement) происходит в потоке речи, когда произносимый согласный одного слова сливается с гласным следующего слова и образует один слог в составе ритмической группы.

Перевод основных выражений:


LIAISONS OBLIGATOIRES - ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СВЯЗЫВАНИЕ
LIAISONS INTERDITES - ЗАПРЕЩЕННОЕ СВЯЗЫВАНИЕ



Указанные фонетические явления придают французскому языку особую мелодичность и размеренный ритм при произнесении фраз за счет (как вы наверное успели заметить) чередования гласных и согласных звуков в речевой цепи.
Однако, подобное чередование не отменяет такое явление как l'enchaînement vocalique (голосовое связывание), которое допускает существование двух гласных звуков на стыке, однако произносить их нужно особым способом, не допуская их слияния.

Подробнее о сцеплении и связывании можно узнать ЗДЕСЬ
Выполните упражнение

Obligatoire - обязательное связывание
Interdite - запрещенное связывание
Facultative - факультативное связывание

 Здесь объясняется явление голосового связывания и приводятся примеры.
Задание:  Повторите примеры за диктором. Запишите свое произношение в Sound Recorder и пришлите записанные файлы в формате mp3. 
Выполните упражнение (Exercice): кликните между словами, где связывание обязательно. Если у вас появились 10 вот таких знаков ٮ  - упражнение выполнено правильно.     

Контрольный тест - впишите букву, которая звучит при связывании z, t, n, v, r, p, g


Две буквы = один звук

Как видно из предыдущего сообщения, во французском языке наблюдается разница между орфографическим изображением и произношением слова. Вам следует запомнить ряд сочетаний гласных букв, которые произносятся как один звук.

Буквосочетания ai, aî, ei - произносятся как русское "Э" в слове этот.
                            eu, oeu - промежуточный звук между "О" и "Ё" как в слове сеньор
                            au, eau - закрытый, глубокий "О"
                            ou, où - как русский "У" в слове бук

Здесь смотрите примеры                           
Задание: Выполните упражнения № 1, 2, 3. Результаты пришлите в комментариях.

Непроизносимые буквы

Во французском языке существует ряд согласных, непроизносимых в конце слова. Буквы t,s,d,z, x, стоящие в конце слова обычно не читаются, также как и буквосочетания st, ts (за рядом исключений). Посмотрите и послушайте примеры в таблице № 1.

Буква е в конце слова не произносится. Изучите таблицу № 2 , послушайте примеры и повторите за диктором.

Задание:  Выполните упражнение (exercice). Кликнув мышкой обозначьте в тексте 10 непроизносимых букв. Ответы пришлите в комментариях.

Учимся петь или Алфавит по-французски

Bonjour! Здравствуйте!
Устраивайтесь поудобнее перед экраном и ... просто выучите буквы французского алфавита. C'est facile! Это легко!




А теперь споем! Chantons!
Французский алфавит (детская песенка)




Поем французский алфавит в стиле реп


Учимся различать слоги
Выполните упражнение №1. Прослушайте слог (зеленая стрелка) и выберите правильный вариант ответа.
Выполните упражнение № 2
Выполните упражнение № 3 
Выполните упражнение № 4 - кликните на слово, содержащее произнесенный диктором слог.
Выполните упражнение № 5 - кликните на слово, содержащее произнесенный диктором слог, предварительно прослушав слово (клик на картинку).
Выполните упражнение № 6 -нажмите на стрелочку, прослушайте слог на запишите его

Составляем слоги самостоятельно
Упражнение № 1
Упражнение № 2 

Пишем диктант

Упражнение № 1
Упражнение № 2
Упражнение № 3

Самостоятельная работа

Выполните упражнение расставив буквы в алфавитном порядке.

Носовые гласные: comment faut-il les prononcer?

Самым трудным для русскоязычного студента является отработка носовых гласных звуков во французском языке. На самом деле, при постоянных упражнениях, носовые гласные звуки можно "оттренировать" и уже не задумываться над их произношением во время речи. Займемся теперь их отработкой.
 http://prononciation.tripod.com/nasintro.htm


Для начала, чтобы понять, что происходит с артикуляционным аппаратом при произнесении носовых звуков, посмотрите на эту картинку. Стрелками показано, что выдыхаемый со звуком воздух проходит одновременно через нос и через рот.
Во французском языке 4 носовых звука: [ã], [], [õ], [oẽ].
Звук [ã] передается буквосочетаниями an / am / en / em
Звук [] передается буквосочетаниями in / im / yn / ym / ain / ein / ien
Звук передается буквосочетаниями on / om
Звук [oẽ] передается буквосочетанием un (встречается редко, в разговорной речи заменяется звуком [])

 Attention! Как видно, все эти буквосочетания имеют носовые сонанты n или m, которые не должны произносится! Однако, если в слове эти согласные удваиваются или после них стоит гласная буква - звук становится "чистым" то есть уже не произносится через нос, и сонаты n или m должны произносится как сонорные (звонкие) звуки.                               
                                      Сравните: plein [plẼ] -  pleine [plEn]
                                                        ancien [ãsjẼ] - ancienne [ãsjEn]

Как видите, ничего сложного, теперь просто послушаем и посмотрим веселый фрагмент про произношение французских носовых гласных.